Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
5291
8523
9394

-871
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
228071
271930
0

+271930

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 11 213 340
Главная "BIZNES - ЭКСПЕРТ" Совершенствование методологии учета и роль учетной политики в туристических компаниях в развитии экономики Республики Узбекистан

В Республике Узбекистан проводятся последовательные меры по развитию туристической сферы, располагающей широким потенциалом для решения в ближайшей перспективе таких важнейших социально-экономических задач, как создание рабочих мест, обеспечение диверсификации экономики и ускоренного развития регионов, притока валютных поступлений, повышение доходов и качества жизни населения страны.[1]

Согласно статистическим данным, сфера туризма является одним из наиболее доходных и развивающихся высокими темпами видов бизнеса в мире, доля которой в валовом мировом доходе составляет почти 10,0 процентов, каждое седьмое рабочее место, создаваемое в мире приходится на долю сферы туризма (статистика туризма стран «третьего мира» показывает, что в денежном выражении эта сфера составляет до 50% и более внутреннего валового дохода, занятость населения в сфере обслуживания варьируется от 80 до 90%).[2]

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах выдвинуты вопросы ускоренного развития индустрии туризма, диверсификации и улучшения качества туристских услуг, расширения туристской инфраструктуры.[3]

Говоря о значимости сферы туризма, руководитель нашей страны отметил следующее: «Я хотел бы обратить ваше внимание на один вопрос. В некоторых странах необходимы долгосрочные и значительные издержки для создания туристических брендов для привлечения иностранных туристов. То есть они часто делают что-то из ничего. Считаете ли вы, что такие имена, как Самарканд, Имам Бухари, Амир Темур, ... не являются всемирно известными брендами?» [5]

На Министерство инновационного развития Республики Узбекистан, организованное Президентом Республики Узбекистан 29 ноября 2017 года, возложены задачи по кардинальному повышению конкурентоспособности туристской отрасли путем выработки и внедрения инновационных подходов. [6]

Согласно методологии Всемирной туристской организации ООН, Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и Государственного комитета статистики Республики Узбекистан, республику посетило 1 394 805 туристов.[7] Эти цифры показывают, что объем денежных потоков в структуре валового внутреннего продукта (ВВП) республики имеет тенденцию к увеличению (сегодня доля туристических продуктов в ВВП страны составляет около 2,5-3%, что в 2014 году составило 3879453,7 млн. сумов, или 2,7%, а в 2015 году объем валовой добавленной стоимости непосредственно в туристской отрасли составил 4381761,6 млн. сумов (рост на 113,1%), или имел долю в 2,6%). [8]

Несмотря на то, что сегодня в республике существуют нормативно-правовые акты, создаваемые в системе финансового учета, исходя из особенностей туристических компаний, мы не можем сказать, что в них полностью сформирован порядок организации и ведения финансового учета и отчетности. Существуют ждущие теоретического, методического и практического решения отдельные проблемы, связанные с организацией финансового учета и отчетности в сфере туризма, в частности:

совершенствование нормативно-правовых основ финасового учета и отчетности в туристических компаниях;

совершенствование учетной политики в туристических компаниях и их формирование;

финансовые поступления (туристическая продукция) не полностью отображаются в счетах бухгалтерского учета (в целях взымания налоговых платежей), что является причиной неправильного формирования финансовых результатов;

требуется внесение изменений и дополнений в состав статей форм, составляемых финансовых отчетов с учетом особенностей сферы туризма.

Разработка выводов, предложений и рекомендаций, направленных на поиск научно обоснованного решения этих проблем, может послужить основой для выведения конъюнктуры рынка туризма в республике на этап развития на высоком уровне. Следовательно, указывается, что необходимо усовершенствовать финансовый учет и отчетность при повышении объема туристической продукции и увеличении финансовых поступлений в более чем 430 туристических компаниях, действующих по республике.

Согласно результатам исследования, сведения, относящиеся к финансовому учету и отчетности туристических компаний не отвечают требованиям, потому что финансово-экономическая деятельность туристических предприятий в большинстве случаев не обеспечивается надежными источниками. Исходя из этих особенностей, совершенствование финансового учета и отчетности действующих туристических компаний с научной точки зрения является актуальной.

Организация и эффективное ведение финансового учета на предприятиях сферы туризма, составление финансовых отчетов, отображающих надежные сведения об информации, приобретают новизну и особенности для сегодняшней практики. С этой точки зрения указывается возможность выделения отдельных аспектов общего бухгалтерского учета при организации бухгалтерского учета в данной сфере. Кроме того,  предложения брендов ведущих гостиниц и приведение процессов учета гостиничных хозяйств в соответствие с международными стандартами являются причиной повышения степени международной интеграции туристических компаний. С учетом вышеизложенного научный подход по составлению финансовых отчетов и ведения учета в туристических компаниях является основой для выбора темы исследования.

В работе «Развитие финансового учета в туризме в научно-теоретических основах» исследованы приоритетные направления развития туризма и особенности данной сферы, нормативно-правовые основы финансового учета в туристических компаниях, необходимость и принципы организации финансового учета на туристических предприятиях.

В результате осуществляемых в нашей стране работ по развитию сферы туризма наблюдаются значительные изменения. Согласно проведенному статистическому анализу, за 9 месяцев 2017 года нашу страну посители около 2 миллионов иностранных граждан, данный показатель вырос на 25 процентов в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.

Количество граждан, совершивших туристические поездки в нашу страну, имеет показатель роста по годам (рост в 2017 года на 2 9201,0 тыс. чел. в сравнении с 2009 годом, или 414,7%). При этом существует тенденция увеличения потока туристов по странам Европы (во Франции на 315,5% в сравнении с 2009 годом).

Основную часть, то есть 92,7% постетителей составляют граждане стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Структура посетителей из стран дальнего зарубежья имеет следующий вид: граждане Турции – 26%, граждане Южной Кореи – 18%, граждане КНР и Индии – 8%, граждане Германии и Франции – 4%. Заслуживает внимания, что в целях ознакомления с уникальными историческими, культурными и архитектурными памятниками и национальными ценностями они в основном посещают такие города, как Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисябз. [9]

4 декабря 2017 года в рамках исполнения программы первоочередных мер по развитию сферы туризма в 2018-2019 годы постановлением Президента Республики Узбекистан внесены изменения в порядок выдачи туристских виз. В частности, постановление Президента Республики Узбекистан за №ПП-3423 от 4 декабря 2017 года «О внесении изменений и дополнений в тариф консульских сборов Республики Узбекистан» предусматривает следующее:

во-первых, введение единой туристской визы для индивидуальных иностранных граждан, выдаваемых сроком на 30 дней. Ранее иностранные граждане, получая туристскую визу на короткий срок (на 7 или 15 дней), при задержке обратного рейса из страны по какой-либо причине сталкивались с проблемой продления срока действия виз;

во-вторых, снижение на треть (с 60 до 40 долл. США) стоимости оформления въездных туристских виз для индивидуальных иностранных туристов. Высокая стоимость туристской визы служила определенным сдерживающим фактором для принятия решения путешествовать в нашу страну;

в-третьих, снижение в два раза нижнего порога (с 10 до 5 чел.) для оформления групповой туристской визы. Ранее имевшееся требование о наличии минимум 10 туристов для оформления групповой туристской визы вызывала затруднения, так как в большинстве случаев группы формируются из числа близких знакомых или родственников, как правило в составе 5 человек и более.

Определены целевые задачи и приоритетные направления государственной политики в сфере туризма на среднесрочную перспективу.

Следовательно, данное постановление позволит минимизировать формальности и снизить расходы потенциальных туристов, связанные с оформлением туристских виз; активизировать приток иностранных туристов, в т.ч. за счет увеличения количества групповых туристов в малых группах; продлить их пребывание в нашей стране за счет введения единой туристской визы сроком на 1 месяц.

Концептуальная основа для подготовки и представления финансовой отчетности имеет важное значение при организации финансового учета в туристических компаниях. Только для одной подготовки и представления финансового отчета концептуальная основа включает подготовку финансовой отчетности, ее элементов, принципов и правил. Эта концептуальная основа была разработана для всех субъектов хозяйствования в общем виде. По нашему мнению, целесообразно разработать новый проект концептуальной основы для субъектов малого бизнеса с учетом их особенностей. Данная концептуальная основа охватывает не только порядок подготовки и представления финансовой отчетности, но и вопросы организации финансового учета.

Ниже предлагается проект концептуальной основы для субъектов малого предпринимательства по результатам проведенного исследования (также можетт быть сформирована как часть действующей концептуальной основы):

Таблица 1.

Концептуальная структура организации финансового учета и составления финансовой отчетности для субъектов малого предпринимательства

 

Структурная часть
Содержание
1.
Цель концептуальной основы
Определяет понятия организации бухгалтерского учета и составления
финансовой отчетности в субъектах малого предпринимательства (СМБ).
2.
Сфера применения
Предусматривает признание принципов финансового учета и финансовой
отчетности для СМБ, целей и элементов финансовой отчетности.
3.
Пользователи данными бухгалтерского учета и отчетности
Включает интересы и рамки всех пользователей информации,
отображаемой в бухгалтерском учете и отчетах по финансовой отчетности СМБ
4.
Принципы
Используются принципы, необходимые для ведения финансового
учета и составления финансовой отчетности.
5.
Оценка
Отображается порядок оценки объектов
бухгалтерского учета.

 

Предлагаемый проект создает возможности для дальнейшего совершенствования порядка организации финансового учета и составления финансовой отчетности, дальнейшего раскрытия сущности и разъяснения содержания национального стандарта бухгалтерского учета в действующем НСБУ-20 «О порядке упрощенного ведения учета и составления отчетности субъектами малого предпринимательства».

С учетом особенностей сферы туризма в организации финансового учета на туристических предприятиях в исследовании выражен следующий подход: «Целью финансового учета в сфере туризма оценка имущественного и финансового состояния, обобщение информации об активах, обязательствах и состоянии частного капитала, составление периодических и годовых финансовых отчетов». Система счетов в финансовом учете туристических предприятий обобщает всю информацию о состоянии и движении материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Предложена общая структура рабочих счетов, необходимых для применения в НСБУ-21.

В результате исследований по совершенствованию финансового учета и отчетности на туристических предприятиях предлагаются следующие выводы и рекомендации:

1. Рекомендована «Концептуальная основа бухгалтерского учета и финансовой отчетности субъектов малого предпринимательства» с учетом нормативно-правовых актов организации финансового учета в корпоративной системе республики, в том числе, «Концептуальная основа организации и представления финансовой отчетности» с учетом особенностей субъектов малого предпинимательства, в частности предприятий туристической сферы.

2. Усовершенствована организация финансового учета на предприятиях, занимающихся туристической деятельностью, в частности, первичные и консолидированные акты, учитывающие объекты бухгалтерского учета. Это служит своевременной и полной регистрации сведений бухгалтерского учета и надежному формированию финансовой отчетности в сфере.

3. На сегодняшний день разработан «Рабочий план счетов бухгалтерского учета», который можно использовать в финансово-хозяйственной деятельности туристических предприятий в соответствии с «Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и Инструкцией по его применению» НСБУ-21 национального стандарта бухгалтерского учета Республики Узбекистан (12 ноября 2003 г., №1181-1, с изменениеями от 25 мая 2009 года, №1181-2).

4. Рекомендовано формирование «Учетной политики», общей для занимающихся туристической деятельностью предприятий с учетом отсутствия единых требований к структуре учетной политики в международных нормативных актах (стандартах) и единых требований о том, на какие аспекты необходимо уделить особое внимание в их структуре. Обосновано, что основное внимание следует уделить его методическим аспектам. Это послужит правильной организации и осуществлению финансового учета в сфере.

5. Рекомендован счет 8711 – «Распределение чистой прибыли» в целях распределения между учредителями определенной части чистой прибыли по конечным результатам отчетного периода предприятий, занимающихся туристической деятельностью. Мы полагаем, что это будет способствовать оперативному формированию информации о том, какую часть счета 7710  – «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» надлежит распределить.

6. Усовершенствован порядок расчета метода двукратной амортизации – метода, отвечающего условию оперативной модернизации и приведения долгосрочных активов, в частности основных средств, в соответствие с требованиями времени. В соответствии с ним обоснована целесообразность внесения слов «двукратный», определенных такими нормативно-правовыми актами, как Налоговый кодекс Республики Узбекистан (ст. 144) и «Основные средства» (НСБУ-5), упразднения ограничений в отношении данного метода, неприменения с точки зрения бухгалтера слова «двукратный» в понятии «Бухгалтерская амортизация» и представления расчета на усмотрение самих предприятий.

7. С учетом организации дебиторской задолженности в объеме текущих активов  туристических компаний дано практическое предложение по вводу сведений «О дебиторской и кредиторской задолженности». Мы считаем, что это послужит важным инструментом при анализе показателей финансового положения туристических компаний и принятии эффективных управленческих решений.

Муътабар ТЕМИРХАНОВА,

ассистент кафедры «Бухгалтерский учет»

Ташкентского государственного

экономического университета.

Аннотация

В данной статье раскрыты вопросы по совершенствованию учетной политики в туристических компаниях, сущность учетной политики и ее необходимость, а также даны предложения по приблежению к международным стандартам особенностей общего, методического, технического и организационных разделов.

Ушбу мақола сайёҳлик агентликларида бухгалтерия сиёсатини такомиллаштириш масалаларига бағишланган. Ҳисоб сиёсатининг моҳияти ва унинг зарурияти ўрганилиб, халқаро стандартларга, айниқса, умумий, услубий, техник ва ташкилий қисмларга қандай яқинлашиш бўйича таклифлар билдирилди.

 In this article questions on improvement of accounting policy in tourist companies are disclosed. The essence of accounting policy and its need, as well as proposals on the approximation of international standards, features of the general, methodical, technical and organizational sections of accounting.

Ключевые слова: учетная политика, общий раздел, методические основы, технический раздел, организационный раздел, международные стандарты.

Список использованной литературы:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по развитию сферы туризма на 2018-2019 годы». 16 августа 2017 г.

2. http://vawilon.ru/statistika-v-turizme/

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах».

4. Послание Президента Ш. Мирзиёева Олий Мажлису и Законодательному Парламенту страны. 22 декабря 2017 г.

5. Речь Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева на внеочередной сессии совета Самаркандской области. 2017.

6. Ўзбекистон Республикаси Президентининг “Ўзбекистон Республикаси Инновацион ривожланиш вазирлигини ташкил этиш тўғрисида”ги Фармони. 2017 йил 29 ноябрь.

7. Temirkhanova M.J. “Efficiency of the Region's Services and its Impact on the Formation of the Gross Regional Product”. Article. Global Journal of Management and Business Research: B Economics and Commerce. Volume 18 Issue 6 Version 1.0 Year 2018. Online ISSN: 2249-4588 & Print ISSN: 0975-5853 pages 57-59.

8. Ўзбекистон Республикаси Давлат божхона қўмитаси ва Давлат статистика қўмитаси маълумотлари.

9. Ўзбекистон Республикаси Давлат божхона қўмитаси маълумоти.

 

 

© Copyright 2008 - 2020    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"