Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
0
0
0

+0
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
0
0
0

+0

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 12 417 165
Главная "БИРЖА" Укреплять позиции слабых секторов необходимо в процессе вступления в ВТО

wto_160Расширение возможностей

После вступления в ВТО ожидаемый рост производительности труда и конкурентоспособности отечественных производителей создаст возможности для дальнейшей реструктуризации экономики Узбекистана. Как следствие, неблагоприятные последствия для секторов экономики могут быть не столь ощутимыми благодаря сокращению производственных затрат.

Так, например, снижение тарифов приведёт к снижению отпускных цен, что, в свою очередь, снизит цены на производственные издержки. Следовательно, отрицательное воздействие на сектор будет относительно «мягким». Вступление Узбекистана в ВТО повысит возможность ускорения в промышленности научно-технического прогресса, благодаря большему выбору и приобретению импортного оборудования, в том числе высокотехнологичного, а также ноу­-хау, комплектующих изделий для экспортоориентированных производств. Кроме того, отечественным экспортёрам при вступлении в ВТО станет легче выходить на внешние рынки. У производителей будет возможность снизить себестоимость товаров, сократить время и стоимость экспорта и импорта. При анализе последствий вступления какой-либо страны в ВТО обычно производится оценка эффектов для потребителей, производителей, госбюджета и общества в целом. Несомненно, что при вступлении Узбекистана в ВТО в наибольшем выигрыше будут потребители. Вследствие снижения цен на импортные товары участие в ВТО приведёт к выигрышу потребителей и увеличению их благосостояния, у потребителей расширится выбор и появится доступ к широкому ассортименту продукции более высокого качества. Потребители выиграют в результате перераспределения доходов отечественных производителей и госбюджета. Ожидается снижение импортных цен на товары таких отраслей промышленности, как пищевая, лёгкая, химическая и др. Производители смогут импортировать больше сырьевых материалов, комплектующих и оборудования для промышленного производства. Это увеличит уровень технологичности производителей и, следовательно, спектр производимых конечных продуктов и услуг в экономике. Увеличится приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Для этого необходимо кардинальное улучшение инвестиционного климата, увеличение степени прозрачности и предсказуемости экономической политики, а также соблюдение правил соглашений ВТО, последовательное выполнение принятых обязательств, в том числе в области охраны прав интеллектуальной собственности. Узбекистан сможет полноправно участвовать в механизме разрешения торговых споров и выработке новых правил международной торговли, защищать свои интересы. Законодательство и торгово-инвестиционная среда улучшатся и станут предсказуемыми и стабильными. Следовательно, появится эффективная система регулирования экспорта и импорта, повысится эффективность вложенных ПИИ. Ускорятся процессы демонополизации и развития конкуренции. Появятся ясные и однозначные правила регулирования доступа на рынок. Постепенно будут укрепляться отношения между соседними странами и усилится экономическая интеграция в Центральной Азии, СНГ и др.

Возможные выгоды промышленного сектора Узбекистана от вступления в ВТО состоят в следующем:

- крупные отечественные предприятия химической отрасли должны выиграть от вступления в ВТО в основном благодаря снижению торговых барьеров. На международных рынках химической продукции страны-члены ВТО устанавливают защитные меры против иностранных производителей. Вступление Узбекистана в ВТО должно обеспечить справедливое отношение к его экспорту. Поэтому, как ожидается, такие крупные отраслевые компании Узбекистана, как ГАК «Узкимёсаноат», ОАО «Фергана­азот», «Навоиазот», «Самаркандкимё», Кунградский содовый завод, СП АО «Электрохимзавод», ОАО «Узкимёсаноатлойиха» должны выиграть в результате устранения дискриминационных мер против них;

- вступление в ВТО увеличит объёмы экспорта сельскохозяйственной продукции. Как ожидается, отечественные сельхозпроизводители увеличат экспорт той продукции, в производстве которой имеются конкурентные преимущества в международной торговле. Узбекистан имеет высокие конкурентные преимущества в производстве хлопка-волокна, сухофруктов, плодоовощной продукции, шкур каракульской породы овец. Что касается продукции животноводства, особенно мяса и молока, то её доля на зарубежных рынках этих продуктов может увеличиться за счёт роста инвестиций;

- потребители сферы услуг выиграют от вступления страны в ВТО, так как конкуренция со стороны иностранных компаний приведёт к расширению видов услуг, повышению их качества, снижению цен, созданию новых рабочих мест, будут больше учитываться интересы и запросы потребителей. Так, например, появление иностранных страховых компаний приведёт к снижению цен на услуги этой сферы. То же самое касается услуг перестрахования, что будет выгодно местным финансовым компаниям.

Возможные риски

Можно предположить, что после вступления в ВТО высокая конкурентная среда и слабая государственная поддержка отдельных национальных товаропроизводителей ухудшит их положение. При этом возможные издержки промышленного сектора от вступления Узбекистана в ВТО могут быть следующими:

- учитывая, что современное состояние обрабатывающих производств республики в основном имеет невысокий уровень конкурентоспособности, после снижения торговых барьеров и удешевления ввозной продукции, открытия доступа на внутренний рынок компании зарубежных стран будут стремиться укрепить свои позиции в Узбекистане в ущерб отечественным производителям;

- расчёты специалистов показывают, что в случае снижения ставок ввозных таможенных пошлин на новые и бывшие в эксплуатации транспортные средства могут возникнуть трудности для поддержания инвестиционной привлекательности узбекской автомобильной промышленности и конкурентоспособности её продукции. Импорт недорогих легковых и коммерческих автомобилей, а также автобусов, особенно бывших в эксплуатации, может заместить большую часть новой автомобильной продукции Узбекистана. Это негативно отразится как на производителях готовой продукции, так и на производителях комплектующих.

В процессе переговоров до вступления в ВТО, а также в процессе демонополизации Узбекистану, возможно, предстоит решить проблему ограничения срока действия всех инвестиционных соглашений о порядке промышленной сборки иностранных автомобилей. Соглашения по данному вопросу могут содержать ряд мер, запрещённых ВТО (демпинг, преференциальные импортные тарифы, требование по закупкам комплектующих на внутреннем рынке). Для того чтобы выполнить свои обязательства по подписанным контрактам, Узбекистану будет предоставлен переходный период, необходимый для реализации инвестиционных проектов в автомобильной промышленности. По завершении этого переходного периода все противоречащие правилам ВТО элементы инвестиционного режима должны будут приведены в соответствие с соглашениями данной организации. В связи с этим, возможно, Узбекистану необходимо будет до указанной даты обеспечить иностранным автомобильным компаниям более скорый выход на окупаемость инвестиционных проектов. Однако опасение вызывает тот факт, что срок переходного периода может не позволить инвесторам выйти на окупаемость вложенных инвестиций. В этом случае правительство Узбекистана может выступить гарантом выполнения всех взятых обязательств. Вследствие неблагоприятных изменений конкурентных условий работы на внут­реннем рынке, вступление в ВТО может стать серьезным испытанием для предприятий малого и среднего бизнеса в химической промышленности Узбекистана. Малый бизнес этой отрасли выпускает лакокрасочные материалы, товары бытовой химии, резинотехнические и пластмассовые изделия и др. Здесь малые предприятия малорентабельны из-за высоких издержек производства (высокие цены на сырьё, транспортировку, энергоресурсы и др.) и уже давно испытывают жёсткую конкуренцию со стороны иностранных производителей, прежде всего из Китая. В результате, возможно, многие из них не выдержат конкуренции и будут вынуждены оставить свой бизнес.

В связи с этим для малого бизнеса данной отрасли необходимо будет сохранить государственную поддержку. Её несвоевременность или отсутствие может привести к стагнации отечественного химического производства, вытеснению местных компаний с внутреннего и внешнего рынков, углуб­лению производственного и технологического отставания химической отрасли от мирового уровня. Для недопущения такого развития событий Узбекистану ещё в ходе переговорного процесса необходимо будет добиваться сохранения защитного уровня в данном секторе. Кроме того:

- после вступления в ВТО отечественные предприятия фармацевтической промышленности должны в полном объёме перейти на правила организации производства и контроля качества лекарственных средств по стандартам GMP. Отечественные фармацевтические компании столкнутся с высокой конкуренцией на рынке лекарственных средств. Возможное снижение таможенных пошлин на фармацевтические препараты приведёт к удешевлению импортных лекарственных средств. Для потребителей это принесёт большой выигрыш, а для отечественных производителей – потери, что может привести к сокращению их доли на рынке. В связи с этим отечественная фарминдустрия будет нуждаться в государственной поддержке;

- в кожевенной отрасли в связи с понижением экспортных пошлин на сырьё крупного рогатого скота может увеличиться вывоз сырых шкур, что приведёт к сокращению кожсырьевой базы для местного производства. Образовавшийся дефицит сырья может усложнить дальнейшее развитие отрасли и привлечение инвестиций;

- снижение ввозных пошлин на трикотажные изделия приведёт к увеличению объёма дешёвого импорта и соответствующему снижению объёма продаж отечественных товаров. По оценкам специалистов, сокращение выпуска продукции на 1% в текстильной отрасли ведёт к снижению налогооблагаемой прибыли на 43,8%. Снижение ввозных таможенных пошлин на одежду заставит производителей одежды снизить отпускные цены на свои товары на эквивалентную сумму. В результате может произойти снижение прибыли и рентабельности швейного производства;

- при либерализации сферы услуг существует угроза появления на отечественном рынке недобросовестных производителей, фирм-однодневок. Кроме того, возможен захват зарубежными компаниями определённых ниш рынка, где отечественные компании окажутся неконкурентоспособными.

Усилить конкурентные преимущества

В процессе вступления Узбекистану необходимо будет продолжить поддержку секторов и отраслей со сравнительными преимуществами в международной торговле. К ним относятся, например, сельское хозяйство, лёгкая и пищевая промышленность, сельхозмашиностроение, химическая промышленность. Для этих сфер в переговорном процессе при вступлении в ВТО нужно будет добиваться мер государственной поддержки в виде прямых субсидий, преференциальных уступок и др. Одновременно с этим необходимо будет наращивать конкурентные преимущества в производстве готовых промышленных товаров с высокой добавленной стоимостью. Для этого в переходный период в конкретных отраслях экономики нужно будет осуществлять селективную поддержку отечественных предприятий, например, автомобилестроения, микроэлектроники, бытовой техники, фармацевтики и др. Усилению конкурентных преимуществ Узбекистана в долгосрочной перспективе будут способствовать увеличение прямых иностранных инвестиций и их эффективный вклад в экономический рост страны, непрерывные инвестиции в накопление и повышение качества человеческого капитала, в развитие инноваций и рыночной инфраструктуры, сокращение транзакционных издержек и др. Немаловажной остаётся необходимость укрепления институтов и механизмов защиты частной собственности, демонополизации рынков и усиления конкуренции, сокращения налогового бремени и т.д.

В заключение необходимо отметить, что количественно оценить влияние членства в ВТО на реальные секторы экономики в условиях определённой ограниченности данных многолетних наблюдений по многим позициям и их детального анализа является достаточно сложной задачей. На макроэкономическом уровне выигрыш одних отраслей компенсируется проигрышем в других. Здесь для оценки интегрального эффекта важно знать межотраслевые взаимосвязи, то есть как изменение в одной отрасли скажется на другой. В связи с этим представляется необходимым в процессе подготовки к вступлению в ВТО провести детальные и тщательные оценки и исследования в этом направлении.

Нодира КУРБАНБАЕВА,

главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента
Республики Узбекистан.

(Продолжение. Начало в №4.)

 

© Copyright 2008 - 2020    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"